Создать акаунт
Домик Дом - Во Дворе » Хозпостройки » Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки (М. Д. Ильяев, 2011)

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки (М. Д. Ильяев, 2011)

22 май 2025, 10:10
Хозпостройки
3
0
Приступать к такому делу, как создание древесных скульптур своими руками, лучше с различных миниатюрок. Это простой и более доступный вариант резьбы по дереву. Ему может научиться каждый, и он наименее требователен к выполнению. При всем этом конкретно маленькой резьбе уделяют меньше всего внимания в учебных пособиях, а часто о ней и совсем отсутствует всякая информация. Мы попытаемся поправить эту делему.Когда не нужна морилка

Резная миниатюра представляет собой объемную статую размерами от 1 до 13 см. Делать это лучше с помощью особых инструментов, хотя также можно использовать обыденный ножик для большой резьбы. Естественно, это не очень комфортно и достаточно накладно по времени.

Выбор материала

Для резных миниатюр вы сможете использовать различные породы дерева, посреди которых популярны последующие:

  • печеная береза;
  • кипарис;
  • яблоня и пр.

Для вас подфартило, если в руки к для вас попадет лесной орешек либо лещина обычная. Даже такие породы, как темный палисандр, самшит и эбен не следует сбрасывать со счетов, хотя резьбе они поддаются еле-еле.

Конкретно твердые породы прощают резчику-новичку неточные движения, в то время как поделки из мягенькой древесной породы можно просто погубить хоть каким халатным резом.

Подбор материала

В согласовании с планом следует подбирать и дерево для работы. От его свойства вполне зависит конечный итог, потому сразу исключите материалы с рыхловатыми структурами и отдавайте предпочтение последующим вариантам:

  • липа – один из наилучших вариантов для начинающих мастеров, фигуры из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягенькой структуре материала, отлично поддается обработке, нередко употребляется для маленькой пластики и узоров;
  • осина – идентична по главным чертам с липой, очередной неплохой вариант для производства маленьких фигурок;
  • сосна – может слоиться, но, если расположить ее годовые кольца правильно, изделие будет смотреться в особенности красиво;
  • клен – отличается неплохой плотностью, обработать такую древесную породу незначительно труднее, но из нее особо отлично получаются маленькие фигуры животных, из дерева данной породы нередко изготавливают шахматы;
  • дуб – в особенности неплох, уплотненная древесная порода плохо поддается обработке, но отменно отполированная и покрытая лаком смотрится презентабельно, изделия из данного материала отличаются высочайшей ценой.

Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и разрешат сделать изделие хоть какой формы. Основное, что следует учесть при выборе материала, – это его качество, он должен быть целым, сухим, не покоробленным гнилостью и жуками.

С чего начинают?

Итак, материал готов, инструмент наточен, а означает можно начинать резьбу. Сперва в руки нужно взять карандаш, а не ножик. На листе бумаги следует накидать один либо несколько эскизов фигуры. При всем этом не переусердствуйте и не проявляйте лишние художественные таланты. Просто сделайте обыкновенные контурные эскизы.

После выбора понравившегося варианта необходимо опять взять в руки карандаш. Сейчас он будет нужно для нанесения на заготовку контуров. Учтите, что делать этот при работе необходимо будет не один раз. Чтоб полосы были лучше приметны, обведите их фломастером.

Детальная проработка

Когда на руках оказалась готовая форма, опять понадобятся набросок и карандаш. Сейчас на готовую болванку необходимо нанести детализированный набросок. Исходя из него, начинается ювелирная работа резчика. До работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка делается под внимательным оком мастера. На наждачном круге затачивается полотно с обеих сторон. При заточке лезвие опускается в воду, остужается, потом вынимается, далее длится заточка с капелькой воды на самом кончике лезвия. Необходимо пристально смотреть за ней, потому что когда она испаряется, это гласит о том, что лезвие вновь пора опускать в воду.

После делается доводка лезвия на алмазном круге либо корундовом, при всем этом вал крутится в оборотную сторону от инструмента. И, в конце концов, необходимо править острие при помощи войлочного либо кожаного круга, смазанного пастой ГОИ. Как можно узреть на представленных в статье фото, фигуры из дерева своими руками можно обрабатывать как ножиком, так и целым набором инструментов. По рисунку вырезается контур базы фигуры, потом детально прорабатывается стамесками и остальными резаками.

Приступаем к резьбе

Зависимо от степени трудности фигуры нужно выбрать подходящий инструмент и начать работу. По контуру следует сделать срез. По мере надобности опять нанесите контур и сделайте срез. Потом к тому же еще, до того времени, пока заготовка не воспримет подходящую форму.

На последующем шаге нужно начать равномерно вырезать маленькие детали. Если вы сомневаетесь в том, что для вас получится сделать это без подготовительной разметки, не рискуйте, а опять используйте фломастер либо карандаш, а потом продолжайте резать.

После прорезания всех деталей фигуры необходимо немного зачистить изделие наждачной бумагой, а потом покрыть подсолнечным маслом либо сварить в нем. Масло полимеризуется, и древесная поверхность получит надежную защиту от грязищи и воды.

Предварительный шаг

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, следует обусловиться с ее внешним обликом. Идеи могут быть различными. Иногда образ появляется после чтения увлекательной книжки, похода на кинофильм либо выставку, а огромное количество инфы может привести к созданию своей уникальной идеи. Учитывается и вариант полного копирования уже сделанных мастерами работ.

Мысль просит сотворения наброска. Его можно воплотить на бумаге в виде незамудреных набросков. Рекомендуется учесть размеры и верно намечать детали. Это существенно упростит процесс и дозволит сделать его поэтапным. Уже бывалые мастера начинают работу с конкретной обработки дерева, изделие с ординарными формами просит малой детализации и производится еще проще.

Обработка дерева

Завершенный вид древесные фигуры обретут после кропотливой обработки. Есть различные методы, зависимо от того, какой материал вы используете для покрытия дерева. Это могут быть:

  • морилки;
  • лаки;
  • масла и пр.

Морилка

Береза, ель, липа, осина, клен и тополь нуждаются в доп тонировке, потому лучше покрывать их морилкой. Отметим, что морилок существует сильно много, начиная анилиновыми красителями, которые можно отыскать в продаже, и заканчивая средствами из аптечки – марганцовкой и йодом, разведенными в воде.

Рецептом изготовления морилки в домашних критериях сильно много. Их можно просто отыскать в руководствах и справочниках для плотников и столяров. Ниже мы разглядим примеры более доступных из них.

Водную морилку можно сделать, налив в маленькую емкость (к примеру, стаканчик от йогурта) воды дол половины, а потом добавив в него несколько капель йода. С помощью белоснежной незапятанной бумаги и кисточки проверьте получившийся цвет. Если тон ненасыщенный, добавьте еще йода и добейтесь подходящего колера.

Один слой таковой морилки даст изделию медово-желтый цвет. Три-четыре слоя дадут поверхности оранжевый, охристый цвет. Таким же методом приготавливается коричневая морилка, но заместо йода используют марганцовку.

Для изготовления спиртовой морилки для вас будет нужно дешевый растворимый кофе. В стакан от йогурта насыпьте столовую ложку напитка и растворите его столовой ложкой кипяточка. Долейте стаканчик спиртом до половины и кропотливо размешайте.

Таковой морилкой вы сможете покрывать объемную резьбу либо доски с рельефами. Если вы покроете аква морилкой рельефную доску, у вас могут появиться проблемы: дерево время от времени выгибается после просушки. Для возвращения материалу формы доску опять необходимо смочить водой и перевернуть. Древесная порода выправится, но не перестарайтесь с водой. Богатство воды выгнет дерево в оборотную сторону – учтите это.

Морилка на практике

Чтоб научиться использовать морилку, возьмите доску с рельефом и нанесите на нее 1-ый слой средства. После высыхания морилки вы увидите, что в местах, где изделие было плохо обработано шкуркой либо где остался нечистый рез, появились шероховатости. Такое явление именуют поднятием ворса. Уберите его шкуркой либо срежьте.

Нанесите очередной либо несколько слоев морилки. Не смущайтесь – когда состав высохнет, морилка растеряет цвет. когда будете обрабатывать фигурку лаком либо подсолнечным маслом, цвет восстановится.

Стопроцентно подсохшее изделие покройте подсолнечным маслом. Оно может найти ваши недоделки, но не пугайтесь. В местах нетщательной обработки поверхность может побелеть. Дошкурьте и дорежьте.

Подсолнечное масло не защищает изделие от влажности, потому покройте фигурку лакоми ли сварите в масле.

Лак

Лаки бывают различными:

  • масляные;
  • пентафталевые;
  • нитролаки и пр.

Принципиально, чтоб состав был тусклым. Магазинный лак, обычно, имеет густую консистенцию, похожую на кисель. Его следует разбавлять обычным растворителем до водообразного состояния.

Для пентафталевого лака необходимо использовать скипидар заместо растворителя, для нитролака ацетон. Есть также особенные растворители. Для определения, какой конкретно для вас требуется, читайте этикетку на бутылке.

Маленькую фигурку вы сможете обмакнуть в лак, а на огромное изделие нанесите лак жесткой кисточкой либо поролоновым тампоном. Не забывайте, что нитролак нельзя наносить тампоном, потому что он просто растворится.

Обрабатываем маслом

В масле варят обычно твердые вязкие породе древесной породы:

  • береза;
  • груша;
  • яблоня.

Березовую сувель после варки получает карие разводы, отливающие золотом. Слива, сваренная в масле, становится похожа на темное дерево.

Варить фигурку в масле до боли просто. Масло ставят на огнь и разогревается в течение 5 минут, а потом в него опускают поделку. Там она должна плавать до готовности. Если фигурок много, варите их раздельно друг от друга, меняя масло. В неприятном случае, масло может загореться и вызвать проблемы.

Длительность варки быть может различной – от 5 до 25 минут. Все находится в зависимости от того, чего вы желаете получить в итоге. Принципиально придерживаться 1-го правила: чем подольше варите дерево, тем оно темнее станет. Лучше не засекайте время, а смотрите за конфигурацией цвета. Получив подходящий итог, выньте фигурку и начните варить новейшую.

Сваренные фигуры опять обработайте наждачной бумагой, доведя поверхность до блеска.

Нужный инструмент

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, нужно подобрать высококачественный инструмент. Данный материал при желании можно обработать и с помощью обыденного перочинного ножика. Но еще проще и приятней работать рядом специализированных приспособлений.

  • Резак – это основной инструмент для всех работ, отличается скошенным маленьким лезвием (36 градусов) и применяется для начальной грубой обработки.
  • Косяк помогает сформировать подходящего вида орнамент, подходит для работ на плоскостях, лезвие обычно скошено на 60 градусов.
  • Стамески – тут вариантов несколько, они могут быть угловыми, полукруглыми и плоскими, позволяют отменно обработать фигуры из дерева, создавая на них углубленный рельеф.
  • Клепики – принципиальный инструмент для недоступных мест, отличается острым окончанием, позволяющим проработать даже самые маленькие детали.

Кроме главного набора, стоит запастись шлифовальной машинкой, рашпилями, буравчиками, дрелью с рядом насадок и пилой. Все эти инструменты существенно облегчат работу и разрешат воплотить в жизнь даже самую замудренную идею.

Когда не нужна морилка

Есть случаи, когда необходимости в использовании морилки нет:

  1. Если фигура вырезана из ценной либо прекрасной породы древесной породы. К примеру, кипарис можно только покрыть лаком. В последнем случае, когда требуется более броский тон, сможете покрыть изделие маслом.
  2. Не наносите никаких покрытий на эбеновое темное дерево, потому что вы испортите материал. Просто обработайте изделие, отполировав сухим хвощом.

Помните, что не нуждающиеся в морении поделки нужно сразу обработать маслом, которое усилит цвет древесной породы и подчеркнет текстуру.

Рабочий процесс

Подготовив все нужное, можно приступать к такому ответственному занятию, как резьба по дереву. Фигуры начинаем мастерить с производства предварительный заготовки, с помощью карандаша наметьте главные части грядущего изделия, обрежьте избытки, оставив только маленький припас древесной породы по бокам. Бывалые мастера не снимают все избытки сразу, с ними удобней держать фигурку в подходящем положении.

  1. В приобретенной обычный фигуре делаем маленькие пропилы, это наметка для следующих работ (туловище, конечности, голова).
  2. Используя резак, начинаем сформировывать нужные части заготовок, плавненько обрезая углы и с каждым разом снимая стружку все тоньше.
  3. Доп резцами формируем все маленькие детали, добиваясь полного сходства с наброском.
  4. Приступаем к тоненькой резьбе, наносим контуры будущих частей, отменно прорабатываем все углубления. Чем меньше будут фигуры из дерева, тем труднее будет проработать на них маленькие детали, потому для исходных работ стоит подбирать более большие и обыкновенные наброски.

Уделите повышенное внимание шагу обработки, конкретно от него будет зависеть долговечность выполненного изделия. Кропотливо отшлифуйте поделку маленькой наждачкой, стараясь не смазать рельефность, нанесите морилку либо другое средство для обработки дерева. Сверху фигура покрывается лаком, защищающим ее от воды.

Заключительная обработка фигуры

Фигуры из дерева, обработанные стамесками, не числятся законченными. Шероховатости и выпуклости остаются даже при самой кропотливой обработке. Время от времени при работе на изделии возникают трещинкы. Все это необходимо зашпаклевать. Шпаклевку можно приготовить без помощи других из маленьких опилок и клея ПВА. Место заделывания необходимо промазать олифой, подсушить приблизительно 6-8 часов, только после чего кропотливо замазать трещинкы и бросить еще на сутки-двое. После чего поначалу выровнять заделанные места, а уже потом шкуркой зачистить все изделие. При желании изделие можно обжечь при помощи газовой горелки либо паяльной лампы.

В таком случае изделие приобретает теплые натуральные древесные цвета. Можно использовать морилку либо особые текстурно-лаковые консистенции, которые защищают древесную породу от поражения паразитами и брутальной среды. Несколько слоев лака, распределенных и высушенных по технологии, предлагаемой его изготовителем, дадут великодушный сияние изделию и разрешат сохранить изделие как можно подольше.

Если сразу не вышло сделать запланированную фигурку, стоит понизить планку и начать с более обычного. Мастерство постигается равномерно, от обычного к сложному. Через некое время нужные способности будут наработаны, и дело станет реальным хобби.

Источник: vsamodelino.ru

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Возможно интересно:

Смотрите также: