Как сделать ручку для ножа из бересты
- 27 Февраля, 2019
- Орудие и патроны
- Миша
В коллекции фактически хоть какого любителя ножей имеется хотя бы несколько инструментов с рукоятями из бересты. Что и логично – это вправду прекрасный, удобный и удачный в использовании материал. При всем этом сделать такую рукоять можно в домашних критериях, в отличие от аналогов из пластика, кратона либо эластрона. Вот поэтому у некоторых ножеманов с течением времени появляется вопрос: «Как сделать рукоять из бересты без помощи других?». Давайте разберемся с этим увлекательным вопросом, а заодно оценим главные достоинства и недочеты материала.
Главные плюсы бересты
Одно из принципиальных плюсов уже упоминалось ранее – это наружняя краса, грациозность. Да, многие ножеманы высоко ценят этот фактор. Ведь далековато не каждый ножик является рабочим инвентарем – некие просто лежат на полке, пополняют коллекцию и делают быстрее эстетическую функцию, позволяя обладателю наслаждаться прекрасным, отменно сделанным предметом.
Очередной принципиальный плюс – ухватистость. Это уже фактор, представляющий энтузиазм для людей, интенсивно использующих ножики. Изготовленная из бересты ручка ножика – мягенькая и гладкая, отлично лежит в руке, риск соскальзывания пальцев сведен к минимуму как при обыкновенной работе, так и при колющих ударах. При этом ухватистость остается высочайшей и в случае, если рука сухая, незапятнанная, и в влажной либо даже кровавой ладошки. Разговор тут идет совсем не об убийстве либо самообороне – ведь ножики, в особенности охотничьи, нередко применяются при разделке туш убитых животных.
Многим ножеманам нравится просто то чувство, которое появляется, когда берешь таковой инструмент в руку. Береста мила на ощупь, даже зимой, при морозе в -30 градусов по Цельсию и ниже она сохраняет иллюзию тепла. Кажется, что она всегда теплая. К тому же она фактически не холодит руку благодаря очень низкой теплопроводимости. Это чрезвычайно значимо, если зимой в походе либо на охоте приходится делать какую-то работу по лагерю. Работать с ножиком в перчатках либо варежках неловко. А рукоять из пластика и резины, не говоря уж про металл, кость и рог, достаточно очень холодит руку, вызывая чувство дискомфорта.
В конце концов, можно не колебаться, что при правильном уходе рукоять из бересты прослужит многие 10-ки лет. Этот материал не пересыхает, не опасается прямых солнечных лучей, не трескается от сильных ударов. Потому, изготовив рукоять своими руками, сможете не колебаться: пожалеть об испорченном ножике для вас очевидно не придется.
Как придать цвет ручки из бересты. Как сделать ручку для ножика из бересты
- У каждого из нас в какой-то момент возникает ножик без ручки. Его можно выкинуть, либо устроить себе экономное занятие на несколько выходных и будних вечеров… и вот, что может получиться!
- В один прекрасный момент мне был подарен декоративный ножик китайских мастеров. Длительно сие уродство не прожило, но заместо урны, я собрался сделать обычный разделочный ножик и выслал оставшееся лезвие на пытки: переточил, закалил, отпустил, отполировал, просверлил отверстия для крепежа…рассказ не о лезвии, потому «едем дальше». На даче были отобраны кусочки спиленной груши (либо яблони — не помню уже), в не далеком лесу была ободрана поваленная берёза… Деревяшки были выварены по рецептам мастеров в соляном растворе с хвойными опилками и ивовыми ветками, после этого просушены. Данные рецепты просто можно отыскать в Вебе, потому останавливаться на подробностях не буду. Сперва был выточен больстер. Ответстие в нем высверлено обыденным сверлом по металлу в размер хвостовика, с учетом того, чтоб не скользило, не проворачивалось и надевалось туго. Незначительно эпоксидной смолы для прочности и вуаля!
Бересту было решено клеить сразу на хвостовике — чтоб села плотно. Наружный край вырезал ножницами, внутренний — носиком ножика. Береста пролежала несколько месяцев в сухом помещении, но осталась эластичной, если так можно сказать, потому какой-нибудь доп обработке подвергать её не стал. Несколько советов: 1) наружный край берестяных заготовок не пытайтесь делать очень приближенным к форме рукояти — при стачивании позже всё уйдет без заморочек, но зато с размером не промахнетесь; 2) берестяные заготовки принципиально располагать в различные стороны волокнами, чтоб ручка держала нагрузку во всех направлениях; 3) чем поточнее вырезано внутреннее отверстие, тем лучше — с течением времени не даст свободного хода и не будет прокручиваться.
По-быстрому из подручных материалов сооружена обычная струбцина (бюджет на расходники забавнй), лезвие во избежание загрязнения обмотано малярной лентой (липкой стороной наружу, чтоб клей не остался на лезвии. Берестяные заготовки можно вымочить полчаса в жаркой воде и просто выслать под пресс, но я решил не мочить, а промазал всё водостойким ПВА (при обтачивании ПВА с берестой дают таковой очаровательный запах!) и выслал в струбцину.
В заготовке тыльника также было изготовлено отверстие «в притык». Начерно заготовка была посажена на эпоксидную смолу, после этого началось формирование рукояти. Процесс легкий: берем дрель (принципиально, чтоб обороты можно было ставить относительно малые), резиновую насадку с липучкой, наждачные круги разной зернистости и делаем то, что было задумано! Тыльник у меня сел очень крепко, но потому что отверстия уже были просверлены, пришлось проклепать медной проволокой как и планировалось заблаговременно (взял молоток и задолбил — края сами сплющились, а выпирающее снял наждаком). Завершающий шаг — полировка войлоком.
Береста — материал долговременный, а вот дерево лучше кое-чем дополнительно обработать. Лучше это делать заблаговременно, но я этого не знал. В различных форумах по различному описываю процесс вощения рукояти с берестой — не веруйте никому: береста от воска темнеет (на фото видно маленькое пятно около тыльника), а если обмотать скотчем, то при разматывании можно разрушить прилипшую к нему бересту. Я решил действовать более просто и бюджетно (льняное масло высыхает/поляризуется длительно, тиковое масло либо особые пропитки необходимо находить, ну и стоят они, наверняка, недёшево) — купил у пчеловодов на рынке кусочек воска, набросал в баночку, растопил на водяной бане и держал, в нем подогревая заготовку, пока не закончит выходить воздух, после этого заполировал (прямо с остатками воска) мягенькой тканью. Сейчас можно снять скотч с лезвия и заточить.
На каждом плодовом дереве есть место, где садовод раз в год срезает бесполезный побег, в итоге чего на ветке/стволе появляется шишка-нарост. Этот нарост именуется сувель — безупречный кусочек древесной породы для рукоделия, ибо в разрезе дает умопомрачительный набросок. У меня вышел больстер в волнистых волокнах, а тыльник весь в кружочках сучков. На заготовке тыльника в середине был один большой и темный сучек, но я решил бросить, а он, зараза, при стачивании ушёл в бок…
Фотографировал на ратфиль, потому качество полировки и набросок деревяхи навряд ли получится оценить…
Из-за формы ножика и личных убеждений ножны решил делать не всадные, да к тому же с пражкой кобурного типа. На всё ушло четыре вечера. Процесс обычной: склеил водостойким ПВА из трёх слоев бересты переднюю часть, заднюю и кромку в центр и под пресс. Обычно берестяные ножны делают «изнанкой» наружу, но у меня береста была очень прекрасная, потому крутить не стал — прошёлся узким слоем ПВА для сохранности и всё. Из кусочка пластмассового уголка, оставшегося при монтаже окон, сделал заготовку по размеру лезвия, воткнул меж заготовками и склеил их меж собой. После высыхания выровнял и зашлифовал края.
Последний денек — просверлил отверстия и прошил заблаговременно затупленной иголкой. Принципиально: не сверлите «под пиво» — может получиться так же криво, как у меня. Совет: концы нитей просто упрятать вовнутрь, если один обернуть вокруг другого, а позже всунуть в дырку, из которой он (1-ый хвост нити) выходил и затянуть. Позже обрезаете с 2-ух сторон и всё (хотя ещё можно капнуть клея в дырочку). Потому что практически всё делалось из того, что было в гараже (купил только гайку и воск), бюджет поделки вышел забавнй. И основное: если решите сделать ножик сами, непременно ознакомьтесь с законодательством на данную тему! Не судите строго — это мой 1-ый ножик и ножны.
Важной деталью ножика является рукоять. И не только лишь её форма, да и материал, из которого она изготовлена. Нередко употребляемым материалом для производства рукоятей в Рф является береста – доступная, надёжная и удобная. Рукоять из наборной бересты позволяет воспользоваться ножиками в полевых критериях и в мороз и в жару из-за низкой теплопроводимости бересты и её бархатистости.
Береста — один из часто встречающихся материалов для производства рукоятей ножей в Рф.
Высочайшие водоотталкивающие характеристики бересты позволяют делать рукояти ножей без доп пропитки. Причина этому – огромное количество содержащегося в ней дёгтя, кроме остального наделяющего её и некими антисептическими качествами, по этому береста не гниёт. Может быть, дёготь также тормозит и развитие ненужных микробов на поверхности рукояти. Но изготовка наборной берестяной рукояти просит тщательности с каждым слоем и в каждой операции.
Перед внедрением бересту нужно кропотливо очистить
Перво-наперво, нужно тщательнейшим образом очистить каждый кусочек бересты от белоснежного слоя с лицевой стороны и пробкового слоя с внутренней. Для этого можно использовать железную щетку либо острый ножик для соскабливания ненадобных слоев. При наборе рукояти следует держать в голове, что каждый последующий кусочек бересты должен размещаться перпендикулярно предшествующему. Береста опускается в ванночку с водой с маленьким добавлением клея ПВА на некое время, для придания эластичности. Склеенный таким образом брикет из бересты сохранит свои экологические характеристики.
Собираются мелкие брикеты, около 10 – 15 мм шириной, из которых потом и собирается полноразмерная рукоять на клей ПВА. И снова же, проклейка бересты другим клеем либо пропитка олифой либо лаком «убивает» все теплоизоляционные характеристики бересты. Ну и сама береста становится хрупкой, начинает выкрашиваться. Мила берестяная рукоять на ощупь. Исключительный материал – мягенький и теплый, И очень прекрасный.
Попытайтесь сами).
Наборная ручка для ножика из бересты. Ручка для ножика своими руками из бересты. Больстер из рога. Больстер из рога лося для ножика. Создатель YoNas_Kaki. Клин — Лаури РТ 77 — 77х19х3,3 Рукоять — лосиный рог, береста вперемежку с латунью, опять рог, пин. Характеристики — 95х27х18 Ножны — бамбуковый вкладыш, кожа растительного дубления, вощёная обувная нить, воск для обуви, тиснение, карий фломастер.
А сейчас о том, как всё это делалось. За ориентир размеров была взята кетайцкая зажигалка
потому её родная сестра будет часто появляться в процессе рассказа. Итак… Взял клинок и отпилил от рога кусочек, подходящий по размеру для грядущего больстера
(не обращаем внимания на обточенный хвостовик — клин вначале готовился под другое изделие) Так как нож неординарно небольшой, решил нарисовать набросок, хотя уже издавна этого не делаю
по наброску стало понятно, что хвост придётся не просто резать, но ещё и гнуть, что и было проделано, с помощью предметов, изображённых на фото
Позже взял будущий больстер и с помощью гриндера G-6 от Серёги Оберца, придал его торцам (не Серёги, а больстера) форму роскошных дуг
Разметившись на лицевой стороне грядущего больстера, просверлил с лицевой же стороны три отверстия, а с оборотной стороны, сделал подборку бормашинкой с фрезой (видно на фото), чтоб при подгонке не шоркать надфилем всю толщину больстера, а только узкую (около 5 мм) стеночку. Все инструменты, использованные при подгонке, показаны на третьей фотке.
Я никогда не мог подогнать клинок Лаури к рогу без зазоров, ну и не только лишь к рогу, если быть добросовестным Но, к радости, я издавна уже освоим методику борьбы с этим (конкретно на роговых больстерах) и щас покажу!
Но поначалу, необходимо приготовить лицевую поверхность. Зашкурил её кропотливо, практически отполировал, пролил сильнотекучим цианакрилом и положил на солнышко высыхать.
Когда всё высохло, сошкурил избытки ЦА и отполировал лицевую поверхность металлической ватой. Вырезал последующую за больстером латунную пластинку и сделал из обрезка сосновой доски… наверняка, правильно будет именовать это пуансоном. Т.е. хреновину, которая плотно прижмёт латунную проставку к вогнутой поверхности больстера (его видно на общей фотке в правом нижнем углу) Позже, заклеил обыденным скотчем лицевую поверхность больстера и узким острым ножиком вырезал скотч по кромке отверстия. На данный момент будет понятно для чего.
Смешал белоснежный Поксипол и намазал им хвостовик, в районе больстера и сам больстер изнутри, мазюкая прямо по заклеенной скотчем лицевой стороне. Воткнул клин в больстер, заполнил подборку с оборотной стороны больстера этим же Поксиполом, смазал им поверхность, надел на хвост латуньку, пуансон и зажал всё в струбцине.
Очевидные потёки с клинка убираем ватой либо салфеткой, смоченной в спирте либо ацетоне, но так, чтоб не выковырять Поксипол из щели. Далее принципиально правильно изловить момент, когда Поксипол уже встал так, что не вылезет из щели, если потянуть, но ещё и не встал так, что затвердел совсем. Этот момент приходит часов через 8-12 после клейки. Берёмся за края скотча и — о волшебство! К больстеру ничего не прилипло и все избытки держаться, на самом деле, лишь на клинке. Аккуратненько, узким и острым ножиком, срезаем избытки, стараясь не поцарапать больстер и клинок. Тем же ножиком зачищаем внутреннюю сторону, где латунька.
Перебегаем к бересте. Сначала нужно прикинуть — сколько пригодится пластинок. Для этого на наброске приблизительно замеряем участок, который будет заполнен берестой, вычитаем их этого толщину латунных проставок, умноженную на их количество, и делим остаток на толщину имеющегося листа бересты (замеряем штангелем). Получаем примерное количнство подходящих пластинок. Добавляем от 10 до 30 процентов на усадку (чем толще буреста, тем больше усадка) и приступаем к вырезке. Не буду в подробностях писать о том, что нужно её очистить снаружи от маленьких лохмотьев, грязищи (если есть) и т.п., а с внутренней — от «пробкоподобных» уплотнений. Я стараюсь заготовлять бересту так, чтоб один её край (поперёк волокон), был как можно более ровненьким. Это здорово упрощает разделку. На штангеле отмеряю сначала длину пластинки (она ж прямоугольная будет) и провожу им вдоль кромки бересты, позже отрезаю по полосы и отрезав от получившейся полосы кусок, подходящей ширины, уже по нему нарезаю эту полоску до конца, стараясь обходить повреждённые и проблемные участки. Последующую полосу отмеряю не длинноватой будущей пластинки, а шириной. Т.е. на части пластинок волокна будут идти вдоль, на части поперёк. Вдоль/поперёк должно Идиентично и строго чередоваться. Это требование и красы и прочности (выходит типичный ламинат).
Позже я беру бААААльшую кастрюлю, наливаю в неё гААААрячей воды из под крана (даю воде стечь, некое время, чтоб она была по-настоящему жаркой!..) и бросаю в неё все нарезанные пластинки. По очереди вынимаю их, «прокусываю» специнструментом и вырезаю перегородку острым ножиком. «Прокусы» делаю так, чтоб пластинка садилась на хвост очень плотно, без люфтов, да и так, чтоб края не заламывались и не торчали вдоль хвоста, это очень осложнит усадку. И сразу складываю их по очереди — вдоль/поперёк.
Набираю их на хвост, ставлю еще одну латуньку, подпираю сзади тем пуансоном и зажимаю в струбцине. По отличному, хорошо бы дать этому делу высохнуть. Тогда извив линий будет почётче. Но при таком раскладе, процесс может затянуться денька на 4 и, что самое основное, может получиться большая разница по цвету меж пакетами (у меня такое уже было один раз). И я собрался сделать всё в один заход. Сохло это всё ровно столько, сколько я делал отверстия в пластинках для последующего пакета. Только подпирал я его после набора, уже не выгнутым пуансоном, а прямым. Глядим фотки.
Оставшиеся два пакета таким же макаром собрал (только пришлось ещё один пуансон сделать — вогнутый) и положил высыхать. Чтоб в очередной раз выделить тот факт, что сборка бересты на влажную САМОДОСТАТОЧНА, показываю фотку, на которой уже за ранее ободрана рукоять, но ещё нет затыльника. Т.е. бересту ничто не придерживает. Но, она не расслаивается ни сама по себе, ни при обточке на гриндере, хотя толщина пакета от края до латуньки (латунь к бересте не липнет) всего-то 15 мм в самом толстом месте.
Всё высохло, ободрано начерно, перебегаем к затыльнику. По наброску приблизительно отметил подходящий кусочек рога, отпилил его и на небольшом валике гриндера подогнал к дуге, образованной высохшей берестой. Засверлился и ещё раз прикинул подгонку — всё ништяк!
Вначале, установка планировался глухой. Но после клейки и обдирки… короче — дообдирался до дырки на жопе (переусердствовал со сверловкой под хвостовик). Чё делать?.. Мобила, перечень контактов, финка. ру — «Васиииииииль!!! Поможиииииии!!!» «Заезжай» — ответил Василь В конечном итоге, появился у ножа в попе вот таковой вот пин.
И вот отныне косяки полезли лавинообразно! Во первых, я никогда ничего ни во что не вживлял. Глупо засверлиться не вышло бы — очень большая дырка — 8мм и очень близко хвост — одно неправильное движение и сверло поведёт в сторону и пипец затыльнику. Отрезал кусочек пина, обвёл его иглой на затыльнике и избрал нутро бормашинкой с фрезой. Но избрал не идеально кругло. Ну и сам пин тоже не обычной — в нём два отверстия, которые тоже нужно кое-чем заполнить. Много размышлял чем, кучу вариантов перебрал и решил, заполнить цветом затыльника — булым. Клеить собрался не на Поксипол, а на эпоксу 30-минутную, чтоб припас по времени был побольше. Намешал в неё опилков рога — всё сероватое. Добавил зубного порошка — стало еще белей. Хорошо, думаю, застынет — как раз будет то, что необходимо. Застыло — сероватое! Не то чтоб совершенно всё плохо смотрится, но… хотелось бы побелее. Да ещё и попало туда что-то тёмное… Тьфу!!!
Хорошо, нужно ножны шить. Про это писать тщательно не буду. И так уже трое, как минимум, этот процесс ярко обрисовали и я же у них же и обучался Сделал вкладыш, пропитал его ЦА, раскроил кожу, замочил с ПВА, пошил, отформовал, высохло. Встал вопрос о рисунке для тиснения. Избрали с заказчиком огнецвет
- для работы для вас пригодится огромное количество бересты. Она должна быть сухой. Правильно, если перед работой вы ее отсортируете в различные пакеты зависимо от толщины. Заготовки для ручки делаются до боли просто. Они могут быть квадратными либо круглыми. При помощи трафарета вырезаем фигурные детали из бересты. Все неровные участки бересты естественно можно выбраковывать, но можно зачищать наждачкой (на ваше усмотрение).
- Руками либо при помощи острого лезвия убираем с поверхности бересты белоснежный слой. Для работы он не понадобится. В каждой заготовке, в середине, просверливаем отверстие, поперечник которого должен точно соответствовать стержню. Насаживаем каждую деталь на железный стержень.
- Как стержень будет заполнен, плотно стягиваем бересту, и вкручиваем гайки на стержень. Чем плотнее вы затянете бересту, тем лучше получится ручка. Длина таковой заготовки быть может разной, но хорошей принято считать 110 -130 мм.
- Шаг варки. Положите рукоять в глубокую кастрюлю. Варить рукоять необходимо 2-3 раза по 20-35 минут. После каждой варки, осторожно вынимаем рукоять, и продолжаем стягивать гайки. В итоге длина рукояти станет менее 90-95 мм. Процесс варки помогает бересте склеиваться меж собой. Это происходит за счет огромного количества дегтя в ней. Сушить рукоять идеальнее всего на свежайшем воздухе либо балконе в стянутом виде.
- После того как заготовка просохнет, осторожно снимаем гайки и вынимаем стержень. Болванку можно сделать из отлично просушенной древесной породы. Для склеивания болванки и заготовки используйте эпоксидку. Это очень крепкий и надежный материал.
- Оканчивающий шаг – придание формы. Можно работать на токарном станке либо пользоваться наждачкой. Береста практически ничего не впитывает, потому покраска либо покрытие лаком изделия – никчемное занятие.
Рукоять ножика из бересты
Как сделать ручку ножика из бересты
Ручка для ножика своими руками из бересты.
Наборная ручка для ножика из бересты
Как сделать ножик Рукоять ножика из бересты Как сделать рукоять ножика из бересты
Ножик с клинком Канкаанпаа Саами с наборной берестяной рукоятью
Начальные материалы — клинок Канкаанпаа Саами, лосиный рог подходящего поперечника, береста.
Поначалу делаются больстер и затыльник рукояти из лосиного лога. От рога отпиливаются кругляшки поперечником 2-3 см и шириной около 1 см.
В обоих кругляшках сверлятся отверстия и подгоняются надфилем под больстер и хвостовик.
Перед обработкой клинок защищается малярным скотчем для предохранения от царапок и налипания эпоксидки.
Не считая того, при работе с берестой как клинок, так и его хвостовик будут находится во увлажненной среде, что в случае клинка из углеродистой стали может воздействовать на его внешний облик.
Итак, хвостовик обрезан до нужной длины, на него нанесены канавки для наилучшего удержания на рукояти.
Также готовы к предстоящей работе больстер (справа понизу) и затыльник рукояти (слева понизу).
Свободное место меж затыльником и больстером будет заполнено берестяной вставкой. Это расстояние нужно промерять для расчета нужного количества берестяных проставок.
Сейчас приступаем фактически к изготовлению берестяной рукояти. На первом шаге береста очищается от белоснежного слоя с лицевой стороны и пробкового слоя с внутренней.
Для этой процедуры можно использовать железную щетку либо острый ножик для соскабливания ненадобных слоев.
Береста нарезается на квадраты-проставки в нужном количестве.
В этом случае нужная длина проставки составляла 8 см при толщине бересты около 2 мм. Всего потребовалось 80мм: 2 мм = 40 квадратов. Плюс еще 2-3 штуки про припас — на случай усушки берестяного пакета.
В предстоящем береста опускалась в ванночку с водой на 10-20 секунд для придания эластичности и в поставках пробивались отверстия под хвостовик с помощью полукруглого резца по дереву и острого ножика.
По окончании процесса, пакет из проставок собирается на хвостовике (с больстером и затыльником) и спрессовывается с помощью нехитрого устройства (см. фото).
В данной рукояти берестяные проставки «склеивались» только за счет воды, хотя конструкция допускает применение разных клеев (к примеру, водостойкий ПВА).
После пары часиков сушки на хвостовике пакет аккуратненько снимается с грядущего ножика и уже раздельно зажимается меж параллельными и гладкими поверхностями. Принципиально не нарушать целостность пакета и соосность отверстий в проставках при снятии спрессованной бересты с хвостовика. Временами нужно затягивать гайки прессующего устройства для компенсации усыхания.
После полного высыхания пакет повторно примеряется на хвостовик и по мере надобности добавляются новые берестяные проставки (непременно их увлажнять перед добавлением в пакет).
После высыхания, пакет надевается на хвостовик вкупе с больстером и все части фиксируются на хвостовике эпоксидкой.
Конструкция снова ставится под пресс сейчас до полной полимеризации эпоксидной смолы. После чего рукояти грубо придаются контуры с помощью обыденного ножика. На этом шаге внедрение шкурки либо ратфиля нецелесообразно, ножиком по мягенькой бересте работать проще. Но лучше-таки пользоваться чем нибудь более высоко-скоростным, качество обработки таки лучше будет.
На заключительном шаге рукоять обрабатывается шкуркой и (при желании) клинок протравливается в Спрайте (это не реклама!!!).
Перед травлением окалина снимается с клинка маленькой шкуркой и сам клинок обезжиривается ацетоном. После ночи нахождения клинка в кислотной среде прекрасное сероватое покрытие гарантировано. Принципиально: нужно избавится от пузырьков газа в напитке, по другому можно получить покрытие с пятнами в месте оседания пузырьков. Можно длительно трясти бутылку, а можно просто подогреть напиток подождать выхода пузырьков.
Рукоять ножика из бересты
Собираюсь вырезать шайбы в размер, склеивать вместе эпоксидной смолой, засверливать — а позже уже монтировать большие куски конкретно на хвостовике. Фактически, в чем вопрос — чем смонтированную рукоять обрабатывать? Не разлохматится кожа от ратфиля?











Недочеты материала
К огорчению, хоть какой материал, имеющий принципиальные достоинства, никогда не бывает лишен и недочетов. И рукоять, сделанная из бересты, совсем не является исключением.
На самом деле, недочет только один, но он очень принципиальный. По воззрению некоторых любителей ножей, он вообщем перечеркивает все плюсы, резко снижая привлекательность бересты и заставляя находить более подходящий материал.
Этот недочет – водопроницаемость. Да-да, береста отлично впитывает воду. Даже в случае с водой это не очень отлично. Если не получится впору просушить намоченную рукоять, она начнет сгнивать. Но если даже отменно просушить бересту, несколько таких сеансов могут привести к понижению свойства рукояти.
Еще ужаснее обстоит дело, если рукоять пропитывается позже. Все-же работать с ножиком время от времени приходится длительно в жару. Рука невольно взмокнет, и пот, впитавшись в ручку, станет источником противного аромата, избавиться от которого будет очень трудно. Также он вызывает потемнение светло-коричневого материала. При этом потемнение неравномерное и потому не очень симпатичное.
Но ужаснее всего приходится охотникам и рыбакам. Ведь они нередко работают с ножиком при очистке рыбы, ошкуривании добычи и разделке. В данном случае берестяная рукоять может пропитаться кровью либо рыбьей слизью. А это непременно произойдет, если на бересту попадет хотя бы капля био жидкости, которую обладатель не уберет здесь же. Не много того что привлекательность рукояти снизится из-за черных пяте, она станет к тому же отвратно пахнуть. А очистить бересту от таковой специфичной «пропитки» просто нереально.
В целом существует несколько методов избавиться от этого недочета. Но о них поведаем чуток позднее.
Тема берестяного декора, я думаю, беспредельна, но сейчас хотелось бы разглядеть выполнение ещё 1-го декоративного плетёного элемента, которому легко придумать и полностью практическую роль. Назовём этот элемент — «закладка» и применим его для производства ножен из бересты.
Применение «закладки»
Обычной на 1-ый взор элемент «закладка» по сути имеет массу вариантов внедрения.
Как самостоятельное изделие, нужное для указания в книжке разворота, где мы приостановили чтение, применяется он (элемент), пожалуй, пореже всего. Ну это понятно, для чего для таковой простой функции необходимо специально плести что-то из бересты, когда сгодится что угодно, даже обычная канцелярская резинка. Ну и читать бумажные издания стали все пореже и пореже.
Ручка изделия из бересты, к примеру, корзины, быть может сплетена по принципу «закладки». Такая ручка имеет красивый внешний облик и приемлемую крепкость, благодаря множественному переплетению лент.
Пара сотен закладок на нитках могут закрыть проём какой-либо двери в качестве элегантной шторы. Регулируемые размеры, цвета и сочетание с другими элементами делают неописуемо богатую площадку для творчества.
В декоре такие элементы могут служить дополнением сложных композиций, употребляться в качестве абстрактных лепестков и стеблей растений.
На практике в бытовых предметах из бересты «закладка» может выступить ремешком и даже замком, выполняя роль крепления и затягивания, к примеру, крышки хлебницы либо короба для клюквы.
На данном мастер-классе я предлагаю разглядеть этот элемент, как комфортную конструкцию для производства ножен, но поначалу следует изучить особенности плетения «закладки»
Плетение закладки из бересты
Итак, для выполнения закладки пригодится две ленты избирательной длины, ширины и плотности. Если затрудняетесь с выбором, возьмите полосы шириной 1 см, длиной 30 см либо более и плотностью аналогично бумаге для рисования. Полосы следует согнуть напополам.
Сразу стоит увидеть, что наращивание лент в этом элементе достаточно проблемно и может очень очень попортить внешний облик. Потому рекомендую взять длину лент как минимум втрое огромную, чем длина предполагаемого изделия (лучше в четыре!).
![]() |
![]() |
![]() |
Обе согнутые напополам ленты требуется переплести меж собой так, чтоб образовался прямой угол.
![]() |
![]() |
![]() |
Сейчас вспомните принцип образования прямой кромки при диагональном плетении: верхняя лента загибается на девяносто градусов, а потом нижняя загибается поверх аналогичным образом. Тут происходит схожее действие, только нет подготовительного набора коврика и стен, все происходит сразу.
Любая пара лент образует и коврик, и кромку сразу в процессе плетения.
С другой стороны заготовки необходимо сделать тоже самое с концами 2-ой ленты, но скрещение всех лент должно соответствовать принципу берестоплетения. В конечном итоге с 2-ух сторон вышла ровная кромка диагонального плетения.
![]() |
![]() |
![]() |
Все следующие итерации наращивания длины «закладки» будут схожими. Тут повышенное внимание следует уделить плотности плетения, так как в предстоящем её уже не поменять, ведь ленты пару раз загибаются и подтянуть их уже нереально.
Финишным аккордом является окончание изделия: для этого конец одной из лент усекается на выходе из-под перпендикулярной ему 2-ой ленты, оставшийся конец ленты загибается поверх обрезанного в оборотном направлении и проплетается под поперечную ячейку.
![]() |
![]() |
![]() |
Концы 2-ой ленты заплетаются аналогично. Потом можно проплести концы обеих лент под несколькими ячейками для закрепления. Закладка готова.
![]() |
![]() |
![]() |
Плетение подобного элемента, как мне кажется, очень очень улучшает моторику рук, что вдвойне полезно в малом возрасте. Потому я бы рекомендовал плетение из бересты в качестве развивающих упражнений для малышей от трёх лет.
Ножны из бересты своими руками
Ножны — это некоторый футляр для клинкового орудия, будь то ножики либо сабли, который предназначен их для ношения и хранения и не позволяет при всем этом поранить кого-нибудь остриём.
Материал, используемый для производства ножен, должен быть достаточно прочен и лёгок, чтоб дополнительно не нагружать оруженосца. На балансе прочности и лёгкости базируется все искусство производства высококачественных ножен.
Клинков по размерам и форме неописуемое количество, техник производства ножен для них тоже много. Выполняются ножны из кожи, дерева и лёгких железных сплавов. Я предлагаю бересту в качестве материала ножен для маленьких клинков. Характеристики бересты отлично подходят для такового изделия.
Обработка бересты тоже разнопланова, можно выделить цельнолистовые изделия и плетёные. Продолжая тему закладки, изготовим плетёные ножны из бересты.
Подопытным клинком на данном мастер-классе выступит небольшой кухонный ножик из нержавейки, который я уже несколько сезонов таскаю с собой в лес во время сбора грибов.
Малеханькое нержавеющее лезвие можно успешно заткнуть прямо в ячейку корзины из бересты и пользоваться им при нахождении еще одного груздя.
Как и в случае закладки, будет нужно пара длинноватых лент, ширину которых необходимо подобрать опытным оковём. Дополнительно к ним рекомендую выстричь две ленты по ширине закладки и поместить их вовнутрь ножен, чтоб лезвие не повреждало ячейки ножен при использовании.
![]() |
![]() |
![]() |
После первой же пары частей кромки закладки следует поместить внутрь две доп полосы, расположив их лицевой стороной друг к другу. При достаточной плотности плетения эти полосы плотно зафиксируются снутри ножен, но дополнительно их можно закрепить, проделав отверстие с торца и просунув в него какой-либо кольцо либо зажим.
![]() |
![]() |
![]() |
Я нашёл нержавеющее кольцо от связки ключей и поразмыслил, что оно хорошо тут будет смотреться, а может быть даже понадобится по предназначению.
![]() |
![]() |
![]() |
Самым сложным шагом тут выступит образование отверстия ножен, так как кромку на таковой закладке сделать очень трудно. Уже на моменте окончания ножен я вдруг помыслил, что можно было бы поменять стороны бересты и вполне оплести изделие лицевым слоем бересты, но итоговый итог меня тоже устроил.
При плетении кромки учитывайте, что одна лента тут фиксирует другую. К огорчению, я не представляю, как обрисовать этот процесс словами. Наверняка, они здесь даже излишни и весь процесс виден на фото и понятен при плетении.
![]() |
![]() |
Торчащие концы доп лент можно скрутить, проварив в воде и высушив, а после можно даже обрезать, когда удостоверьтесь, что клинок совершенно точно попадает меж ними.
Получившиеся ножны по размеру идеально подходят к лезвиям канцелярского ножика и могут служить не только лишь для хранения ножика, да и в качестве ручки для них.
Об личных успехах в изготовлении ножен вы всегда сможете поведать в комментах либо через форму оборотной связи. Я был бы очень рад.
На этом у меня все, всем фортуны и творческого вдохновения!
Какие пригодятся материалы и инструменты
Если вы желаете сделать рукоять ножика из бересты своими руками, для вас пригодятся надлежащие материалы и инструменты. С помощью их работа пойдет стремительно и просто даже у не самого опытнейшего мастера. Невзирая на то что изготовка рукояти кажется сложным, процесс достаточно прост и легок, просит не столько способностей, сколько неспешности, аккуратности и усидчивости.
Итак, для работы необходимо заблаговременно приготовить:
- Бересту в количестве, достаточном для производства рукояти.
- Клинок ножика без рукояти, для которого и делается ручка.
- Несколько маленьких (размером со спичечный коробок) древесных брусков.
- Болгарка, укомплектованная шлифовальным кругом средней зернистости.
- Дрель – электронная либо ручная.
- Зажимные тиски с барашками и шпильками – две штуки.
Видите ли, набор не очень велик. У многих домашних мастеров найдется все нужное. А когда все инструменты и материалы будут под рукою, можно приступать к работе.
САМОДЕЛКИН ДРУГ
Почетаемые гости веб-сайта «SAMODELKINDRUG» в представленном мастер-классе вы увидите, как без помощи других сделать ножны из бересты. Так же узнаете все тонкости и аспекты в данном деле.. С незапамятных времен на Руси использовали бересту в качестве материала для сотворения кухонной утвари, корзинок, коробов, туесов, различных украшений, так же как вы понимаете на бересте к тому же писали грамоты. Береста-это эксклюзивный природный материал, владеющий обилием положительных параметров, как в творчестве, так и в медицине (березовый деготь, битулин) Изделия из бересты просто обвораживают собственной сказочной красотой, в тоже время хороший и теплый берестяной набросок дарует удовлетворенность и счастье.
Береста не промокает, потому из нее наши праотцы делали лодки, использовали как гидроизоляцию. Так же данный материал применялся и в оружейном деле, а конкретно для сотворения ножен для ножей, клинков, да колчанов для стрел. Береста очень легкая и крепкая, а при правильной выделке ее положительные свойства растут в разы. Вот например создатель, сделал ножны из вареной бересты, а чем фактически далее и речь пойдет. Вареная береста изрядно прочнее и податливей в обработке.
И так, давайте же поподробнее разглядим процесс сотворения кобуры для ножика, так же разберем что для этого пригодится.
Материалы
- береста
- кожаный шнур
- кусок (сувеля)
- клей ПВА
- изоляционная лента
- сосновая дощечка
Инструменты
- ножик
- ножовка по металлу
- дрель
- сапожный крюк
- кисть
- струбцины
- зажимы
Процесс производства ножен из бересты своими руками.
И так, сперва создатель подобрал нужный по размерам ножик, с наборной ручкой из бересты. И уже дальше, на основании данного ножика, создатель делает набросок будущих ножен на листе бумаги. Прикладывается лезвие ножика и обводится контур, позже 2-ая сторона.
Так же делается проставка из сосновой дощечки.
Потом берется береста и вырезается согласно сделанному шаблону,После помещается в кипяточек, где варится как минимум пару часиков. После проварки береста приобретает совсем другой вид, а пока она варится, создатель прикручивает к ножику древесную вставку изоляционной лентой. А так же упаковочной пленкой, чтобы не испачкать рукоять ножика.После того как береста проварилась, создатель аккуратненько достает первую заготовку и оборачивает ей ножик, соответственно скрепляя зажимами. Прошло около часа и создатель снимает зажимы для того, чтоб наложить 2-ой слой бересты. Промазывается все клеем ПВА. Полученную конструкцию зажимаем струбцинами и тисками, оставляем на пару недель для просушки.По прашествию вышеуказанного срока, мастер снял струбцины и разжал тиски, все отлично склеилось, а при ударе берестой о стол был слышен соответствующий гул. После ножовкой делается спил. Сверлятся отверстия под прошивку. Дальше берется кожаный шнур и прошивается нижняя часть.Употребляется сапожный крючок.И вот фактически что выходит. Потом берется морилка. Поначалу покрывается рукоять ножика.Вот такая краса выходит. Потом накладывается слой морилки и на сами ножны. Делается косичка из кожаного шнура, а на концы делается украшение из березового сувеля. Так же на берестяные изделия можно наносить различные картинки и тиснения, смотреться это будет вдвойне великолепней.(Пример) Процесс естественно трудозатратный, но итог превосходит все ожидания, таких ножен не будет не у кого. Как уже говорилось выше, данный материал зарекомендовал себя только с положительной стороны «на протяжении 10-ов столетий» и не уступает нынешним, в чем то даже превосходит) Если Для вас пришелся по нраву данный материал, то милости просим к нам в группу ВКонтакте Всегда рады
Источник: vsamodelino.ru
Возможно интересно:
Смотрите также:





